Секция 2: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы
Чернодарова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кулундинская СОШ №3» Кулундинского района Алтайского края
Цель: обоснование методической целесообразности применения проектного метода при изучении литературы.
Задачи: 1) Изучить метод проекта и требования к его использованию; 2) Выявить направленность данного метода, классификацию, этапы выполнения проектов, критерии оценивания; 3) Описать опыт использования технологии проектного обучения при изучении тем: «Русская народная сказка «Колобок» глазами современного читателя»; «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира»; 4) продемонстрировать возможности проектного метода для формирования компетентностного подхода в преподавании литературы.
Глава 1. Теоретический аспект исследования Что такое «метод проектов»
Метод проектов – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Достоинства данного метода.
Классификация проектов
Материальный проект, информационный, исследовательский, ролевой, художественный, социальный.
Групповой проект
Успех всей группы зависит от работы ВСЕХ её участников.
Глава 2. Общие подходы при использовании метода проектов
Учитель выбирает тему проекта, его тип, количество участников, продумывает возможные варианты проблем, но проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (мозговая атака); распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
самостоятельная работа участников по своим исследовательским, творческим задачам под контролем учителя или его доверенного лица; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов; выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия).
Глава 3. Этапы выполнения проекта
1. Выявление проблемы и вытекающих из нее задач исследования.
2. Выдвижение гипотез их решения.
3. Обсуждение методов исследования.
4. Продумывание хода деятельности и распределение обязанностей.
5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
6. Подведение итогов, оформление результатов
7. Выводы, выдвижение новых проблем исследования; анализ успехов и ошибок (рефлексия).
Глава 4. Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом
Название этапа, сравнительная деятельность учителя и учащихся на каждом из них.
Глава 5. Критерии оценивания проектов
Девять основных критериев оценки проекта.
Вариант оценки проекта.
Глава 6. Практический аспект исследования
Показ создания карты проекта в рамках одного урока литературы. 5 класс.
Показ создания среднесрочного проекта в виде электронной презентации в рамках изучения темы по литературе. 5 класс.
Литература и интернет-ресурсы
1. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы:пособие для учителей общеобразоват.учреждений/2-е изд. –М.:Просвещение, 2012
2. Ганженко М.Б. Доклады по литературе. 8 кл: учеб.-метод.пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2006
3. Львова С.И. Настольная книга учителя русского языка.5 – 11 классы.-М.:Эксмо, 2007
4. http://arstyle.org/ Портал обо всём интересном в дизайне
5. http://lenagold.ru
- http://www.futajik.ru
|